Федот Клокачев - создатель Черноморского флота

26 (15) марта 2017 г. исполнилось 275 лет со дня рождения первого главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачева, одного из создателей Черноморского флота и города Севастополя. Федот родился 26 (15) марта 1732 г. в небольшом родовом имении отца, находившемся в Горожанском стане Великолукского уезда Псковской губернии, в старинной дворянской семье. Предки адмирала служили воеводами различных русских городов в годы правления царей Ивана Грозного, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых и былизаписаны в "тысячной книге" лучших дворян и детей боярских (1550 г.). 

Родители Федота - Алексей Васильевич и Авдотья Петровна жили в любви и согласии в своем небольшом деревенском имении. У Федота было два старших сводных брата Леонтий и Герасим, сводная малолетняя сестра Марья и родной брат Алексей. Сводные братья жили в Санкт-Петербурге - они избрали военную карьеру. Деревенская же жизнь семьи текла спокойно и неторопливо, но в девятилетнем возрасте Федот остался без отца. 

Воинская служба в те годы у дворян была делом почетным и обязательным. Как большинство морских офицеров эпохи парусного флота, на море Федот попал с детства: 9 апреля (29 марта) 1745 г., в 13-летнем возрасте он поступил в Петербургскую Академию морской гвардии (учреждена в 1715 г. в Санкт-Петербурге Петром I). Во времена Петра I военно-морское образование было делом государственной важности и постоянно находилось под патронажем царя, но с его смертью "…отлетела душа флота…", и в России над морским мышлением начало возобладать континентальное, что привело к потере интереса к морскому образованию. Продвижение по службе морских офицеров осуществлялось гораздо медленнее чем сухопутных, поэтому дворянство стало отдавать предпочтение службе в армии. 

Уже в 1731 г. количество обучающихся в Академии морской гвардии и Навигацкой школе (Москва) уменьшилось с 830 (при Петре I) до 250 человек, а в 1732 г. выпуск морских офицеров не смог покрыть потребностей флота.Начало возрождения флота и военно-морского образования связано с правлением дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741-1761), которая повелела "…все состоявшиеся при Петре Великом указы и регламенты наикрепчайшее содержать и по ним неотложно поступать…"

В таких трудных переходных условиях формировался и закалялся характер Ф.Клокачева. 20 (9) апреля 1746 г. он стал гардемарином, а 10 января 1752 г. (31 декабря 1751 г.) был досрочно выпущен из Академии морской гвардии с присвоением ему первого офицерского чина – мичман. Досрочный выпуск диктовался острой нехваткой морских офицеров в возрождающемся флоте Российской империи.

Летом 1754 г. Ф.Клокачев вторично участвовал в переводе вокруг Скандинавии нового военного судна из Архангельска в Кронштадт, а 1 октября (20 сентября) этого же года был произведен в унтер-лейтенанты артиллерии (было и такое звание в те времена).

Летом 1755 г., командуя пакетботом "Лебедь" (пакетбот – небольшое 2-3 мачтовое парусное судно водоизмещением 200-400 т; вооружение - несколько пушек; команда - не более 100 человек), Ф.Клокачев совершал плавание по Балтийскому морю, дважды осуществив переход по маршруту Кронштадт-Данциг-Кронштадт. Это была его первая самостоятельная командирская должность. В летних кампаниях 1756-1761 гг. Ф.Клокачев служил на различных кораблях. Это было время Семилетней войны, которая началась в сентябре 1756 г. вторжением прусских войск в Саксонию и австрийские владения. Россия начала военные действия весной 1757 г. Война закончилась в 1763 г. полным поражением Пруссии.

Русский Балтийский флот принимал активное участие в Семилетней войне: оборонял Датские проливы, не допуская английский флот в Балтийское море; осуществлял блокаду побережья Пруссии;участвовал в осаде и взятии приморских крепостей; подвозил подкрепления, вооружение, продовольствие. В успешном решении этих задач участвовали Кронштадтская и Ревельская эскадры.

Ф.Клокачев в это время служил в Кронштадтской эскадре. 7 апреля (27 марта) 1757 г. он стал корабельным секретарем, а 1 февраля (21 января) 1758 г. был произведен в лейтенанты. В августе 1761г. по приказу командующего осадным корпусом прусского города Кольберга генерал-лейтенанта П.А.Румянцева из экипажей русских кораблей был сформирован морской десант в составе 2012человек при 51 мортире и 19 пушках. Одной из рот десанта командовал лейтенант Ф.Клокачев, отличившийся при взятии Вундашевой батареи у г.Кольберга.

Но 16 (5) января 1762 г. умерла Елизавета Петровна, и на российский престол вступил ярый поклонник прусского короля Петр ΙΙΙ. В тот же день он послал к Фридриху ΙΙ графа Гудовича с извещением о своем вступлении на престол и намерении установить вечную дружбу с Пруссией. И действительно, вскоре между Пруссией и Россией были заключены мир и дружественный союз. Петр ΙΙΙ не только отказался от всех территориальных приобретений, которые сделала в ходе войны  Россия, но и отправил на помощь прусским войскам (против бывшей союзницы России - Австрии) корпус численностью в 16 тысяч человек. Европа была в недоумении.

Политика Петра ΙΙΙ вызвала недовольство значительной части русского дворянства, и 9 июля (28 июня) 1762 г. произошел дворцовый переворот, в результате которого Петр ΙΙΙ был свергнут, отвезен в Ропшу и там убит. На русский престол вступила его жена Екатерина ΙΙ. Она подтвердила мир с Пруссией, но категорически отказалась от союза с ней. Вскоре после выхода России из войны - 21 (10) февраля 1763 г. - в Париже был подписан мирный договор - Семилетняя война закончилась.

Перемены власти мало повлияли на служебную деятельность Ф.Клокачева. В апреле 1762 г. он был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командовать пакетботом "Курьер", а в мае 1764 г. стал капитаном 2 ранга и командиром линейного корабля "Город Архангельск". В 1765 г. Ф.Клокачев был назначен командиром, построенного на Соломбальской верфи, фрегата "Надежда" и успешно осуществил его переход вокруг Скандинавского полуострова по маршруту Архангельск-Кронштадт. Этот переход оказался хорошим экзаменом для Ф.Клокачева, и 28 (17) апреля 1766 г. он был произведен в капитаны 1 ранга и назначен командиром фрегата "Россия".

Усиление России в середине ХVΙΙΙ века вызвало сильное противодействие со стороны ряда западноевропейских государств, особенно Франции. Интересы же экономического развития России настоятельно требовали выхода к Черному морю и возврата издавна принадлежавших русским земель на его северном побережье. Назревала война с Турцией. Поводом к ней послужилнезначительный пограничный инцидент, который, несмотря на предложения Екатерины ΙΙ, Турецкое правительство не пожелало уладить мирным путём.Началась первая русско-турецкая война 1768-1774 гг. Фактически военные действия начались весной 1769 г. Крымский хан Керим Гирей с 60-тысячной конницей вторгся на Украину, а основные силы турок под командованием визиря Халиль-паши направились к Днестру, имея целью форсировать его и двинуться на Киев и Смоленск. Кроме того, турки предполагали высадить часть своих сил на побережье Азовского моря и вести наступление на Астрахань.

Но все эти планы были опрокинуты блестящими действиями русских войск под командованием фельдмаршала П.А.Румянцева. В 1769-1770 гг. в сражениях при Рябой Могиле, Ларге и Кагулелучшие турецкие войска были наголову разбиты. Русские взяли крепость Хотин, Яссы, Бухарест и вышли к Дунаю. За эти победы П.А.Румянцев получил наименование "Задунайского".

В самом начале военных действий Екатерина ΙΙ, чтобы оттянуть часть сил противника с главного театра на Дунае, поддержала идею напасть на Турцию с моря и с суши на юге Оттоманскойимперии и этим облегчить операции П.А.Румянцева на севере. Для реализации этого замысла было решено послать часть Балтийского флота в виде двух эскадр в Архипелаг и использовать национально-освободительное движение народов Балканского полуострова против Турции. Задача, поставленная Балтийскому флоту, была не из легких. На протяжении всей истории русского флота ничего подобного не было. Русским эскадрам предстояло пройти из Кронштадта вокруг Европы через Атлантический океан и Бискайский залив на восток Средиземного моря к Греческим берегам и вместе с армейскими частями начать боевые действия на тыловых коммуникациях противника. Экспедицияполучила название "Архипелагской".

В первую эскадру под командованием адмирала Г.А.Спиридова вошли 7 линейных кораблей (в том числе "Северный орёл" капитана 1-го ранга Ф.А.Клокачева), фрегат, бомбардирский корабль, 2 пакетбота и 4-х пинка (транспорта для перевозки боезапаса и военных грузов). Личный состав кораблей насчитывал 3011 человек плюс десант численностью 2571 человек.Подготовка экспедиции была закончена только к середине июля 1769 г., и лишь 29 (18) июля 1769 г. адмирал Г.А. Спиридов вышел с эскадрой с Кронштадтского рейда подняв свой флаг налинейном корабле "Евстафий".Командиром 66-пушечного линейного корабля "Северный орёл" Ф.А.Клокачев был назначен 9 февраля (29 января) 1769 г. Команда корабля, в целом, была хорошо подготовлена, хотя и изрядно пополнена новичками. На переходе в Средиземное море, в Бискайском заливе, "Северный орел"попал в жестокий шторм, в результате чего в бортовых пазах образовались узкие щели, черезкоторые в трюм начала обильно поступать вода. Непрерывная ее откачка не давала желаемыхрезультатов. Находившийся на корабле младший флагман эскадры контр-адмирал А.В.Елманов принял решение возвратиться в главную английскую базу Портсмут для ремонта. 

В Портсмуте компанию "Северному орлу" составили 66-пушечный корабль "Европа" и бомбардирский корабль"Гром". Командиром "Европы" был капитан 1 ранга И.А.Корсаков, у которого обострилась чахотка, от которой он умер 21 (10) января 1770 г. По предложению Елманова командиром "Европы" 23 (12) января 1770 г. был назначен капитан 1 ранга Ф.Клокачев, а командиром переоборудуемого в госпитальное судно "Северного орла" (корабль оказался непригоден к боевым действиям) - капитан Жемчужников.В период с 22 (11) февраля по 5 апреля (25 марта) 1770 г. "Европа" под флагом контр-адмирала А.Елманова вместе с "Громом" совершила переход в Восточное Средиземноморье и соединились с эскадрой адмирала Г.Спиридова в Каламитском заливе у южного побережья Греции.

С первого дня пребывания в Средиземном море, русская объединенная эскадра, командование которой пришлось взять на себя графу А.Г.Орлову из-за разногласий адмирала Г.А.Спиридова с контр-адмиралом Д.Эльфинстоном (командующим второй русской эскадрой), настойчиво искала неприятеля. Турецкий флот, стоящий на якорях в трех милях от крепости Чесма, был обнаружен линейным кораблем "Ростислав". Несмотря на двойное превосходство неприятеля (только линейных кораблей у турок было 16, в то время как у русских - всего 9), военный совет русской эскадры принял решение об атаке.

В 11 часов утра 5 июля (24 июня) 1770 г. русские корабли начали сближение с турками. Первым в боевой линии шла "Европа", за ней "Святой Евстафий Плакида" под флагом адмирала Г.А.Спиридова. Как только корабли сошлись на пушечный выстрел, турки открыли яростный ураганный огонь по "Европе" и другим кораблям. Однако велся он беспорядочно и существенного вреда не причинил. Ф.Клокачев с открытием огня не торопился, ожидая сигнала флагмана. Только сблизившись на пистолетный выстрел, адмирал Г.Спиридов поднял сигнал: "Начать бой с неприятелем!"

На всех русских кораблях, кроме стеньговых флагов, еще утром были подняты шелковые полотнища Иерусалимских флагов. Этим сигналом подчеркивался тот факт, что русский флот защищает христианство от ислама. Но это не означало, что команды русских кораблей проникнуты фанатизмом. Опыт прошлых сражений убедительно свидетельствовал, что русские воины всегда снисходительно относились к побежденному противнику.При сближении "Европы" с неприятелем по настойчивым требованиям греческого лоцмана (во избежание посадки на виднеющуюся впереди мель) Ф.Клокачев вынужден был сделать крутой поворот и выйти из строя. В результате этого маневра флагманский корабль "Святой Евстафий Плачида" очутился впереди. Не зная настоящей причины отклонения "Европы" от курса, адмирал Г.Спиридов даже заподозрил Ф.Клокачева в трусости. Но морской историк этого похода, В.Ф.Головачев, пишет, что во время атаки "...парусами он управлял как на маневрах - под градом неприятельских ядер "Европа" 3 раза поворачивала оверштаг и вступала в свое место".

Став головным "Святой Евстафий Плачида" решительно вступил в сражение с турецкими кораблями. Он поджег и взял на абордаж флагманский турецкий корабль "Реал-Мустафа", но горящая мачта турецкого корабля упала на русский корабль, и огонь перешел на "Святой Естафий Плачида", в результате чего оба корабля взорвались. За несколько минут до этого с русского корабля успели снять адмирала Г.А.Спиридова, Ф.Г.Орлова, брата А.Г.Орлова, и еще нескольких человек,которые перешли на пакетбот "Почтальон".

Горящие обломки засыпали турецкие корабли. Мужество оставило турок. Их передние корабли,не выдержав натиска русских, устрашенные двумя взрывами, рубили канаты и беспорядочно бежали,в, расположенную рядом, Чесменскую бухту.Корабль "Три иерарха", на котором находился граф А.Орлов, поднял сигнал общей погони, ирусские корабли, тесня отступавшего врага, преследовали его до самого входа в Чесменскую бухту. Кдвум часам дня сражение закончилось. Русская эскадра блокировала вход в бухту, где беспорядочно столпились вражеские корабли. Так завершилась первая фаза Чесменского сражения. Обе стороны потеряли по одному линейному кораблю.

Вечером 25 июня на совете флагманов и капитанов у А.Орлова было решено уничтожить турецкий флот брандерами и зажигательными снарядами (брандскугелями). Для уточнения обстановки следует сказать, что ширина бухты Чесмы у входа около 750 метров, а длина не превышает 800 метров, поэтому турецкий флот стоял в ней очень скученно.Согласно приказу, в ночь на 7-е июля (26-е июня) отряд в составе 4-х линейных кораблей, 2-х фрегатов и бомбардирского корабля должен был войти в Чесменскую бухту и открыть артиллерийский огонь брандскугелями по кораблям противника. Под прикрытием артиллерийского огня в атаку должны были пойти 4 брандера с целью поджечь флот турок и довершить их разгром. В качестве брандеров решили использовать четыре греческих судна.Но события развернулись несколько иным образом. В 1-м часу ночи 7 июля (26.06) по сигналу С.Грейга брандеры начали занимать места по диспозиции. Линейные корабли под огнем противника вошли в бухту и стали на якорь. Фрегаты направились для подавления огня береговых батарей на северном и южном мысах у входа в бухту.

Бомбардирский корабль "Гром" занял позицию мористее линейных кораблей.Первым подошел к турецкому флоту корабль Ф.Клокачева "Европа". В течение получаса он один вел бой со всем турецким флотом. Около 1 часа ночи в результате артиллерийского огня русских кораблей, стрелявших преимущественно брандскугелями, на нескольких турецких кораблях возникли пожары, а вскоре пожар распространился и на другие корабли.В начале 2-го в атаку пошли 4 брандера, но из них только брандер лейтенанта Д.Ильина сцепился с турецким кораблем и вызвал на нем пожар. Один брандер сел на мель, другой был потоплен артиллерийским огнем турецких кораблей, третий сцепился с уже горевшим кораблем. К трем часам пожар на турецких кораблях стал всеобщим. Русские корабли прекратили огонь. "Европа" оставалась в гуще сражения до самого конца и лишь под утро Ф.Клокачев по распоряжению Г.Спиридова отвел свой корабль мористее. Взрывы на турецких кораблях продолжались до 10 часов утра.

В результате сражения 7.07 (26.06) все турецкие корабли в бухте были уничтожены, кроме линейного корабля "Родос" и 5 галер, которые были взяты в плен. Потери турок составили 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, около 40 мелких судов и примерно 11 тыс. убитыми и ранеными.Русские потеряли 11 человек убитыми. Основные силы турецкого флота были уничтожены, и он не смог оказать помощи своим войскам ни в Крыму, ни на Дунае.За этот бой Ф.Клокачев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени (за мужество и храбрость, проявленную в Чесменском сражении) и орденом Святого Георгия 3-й степени (за уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте).По приказу А.Орлова с 12 (1) июля 1770 г. "Европа" становился флагманским кораблем адмирала Г.А.Спиридова.

Чтобы не допустить подвоза подкреплений, продовольствия и военного имущества из турецких владений в Константинополь, граф А.Орлов решил начать ближнюю блокаду Дарданелл, которая была важна и в связи с наступлением русских войск на Дунайском театре. С этой целью было решено занять самый крупный остров Эгейского моря Лемнос, находящийся в расстоянии около 60 миль юго-западнее от Дарданелл. К сожалению, из-за ухода нескольких русских кораблей для спасения,потерпевшего крушение, линейного корабля "Святослав", блокада Дарданелл была нарушена, и турки смогли доставить на о.Лемнос подкрепление.

Потерпев неудачу с организацией базы на о.Лемнос, А.Орлов решил использовать для этой цели о.Парос, расположенный в 700 милях южнее. С 25 (14) декабря 1770 г. порт Ауза, расположенный в северной оконечности о.Парос, стал базой русского флота в Архипелаге. В Аузе были построены укрепления, адмиралтейство, магазин и лагерь для сухопутных войск.5 января 1771 г. (25.12.1770 г.) в Аузу из Балтийского моря прибыла третья эскадра под командованием контр-адмирала И.Н.Арфа в составе 3-х кораблей и 13 транспортов. Ввиду удаленности базы русского флота от Дарданелл осуществление ближней блокады пролива стало затруднительным. Дальняя блокада Дарданелл осуществлялась в зависимости от обстановки небольшими отрядами кораблей, состоявшими в основном из фрегатов, крейсировавшими на путях сообщения противника.

В 1771 г. флагманский корабль "Европа" под командованием Ф.Клокачева крейсировал у входа в пролив Дарданеллы, а осенью он принимал активное участие в нападении на турецкую крепость Митилена. 15 (4).11.1771 г. здесь были уничтожены адмиралтейство, два 74-пушечных корабля и галера, захвачено до 20 мелких судов.20 (9) декабря 1771 г. Ф.Клокачев из Аузы убыл в итальянский порт Ливорно, откуда сухим путем отправился в Санкт-Петербург для госпитального лечения.Летом 1772 г. Ф.А.Клокачев руководил подготовкой в Балтийском море Практической эскадры,имея свой брейд-вымпел на корабле "Святой Андрей".В кампанию 1773 г. Федот Алексеевич командовал кораблем "Исидор".

24 (13) апреля 1774 г. Ф.Клокачев был произведен в капитаны бригадирского ранга и назначен командовать Практической эскадрой в Балтийском море, плавая на корабле "Иезекииль".21 (10) июля 1774 г. между Россией и Турцией был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1768-1774 гг. В соответствии с этим договором все прежние договоры между Россией и Турцией аннулировались, за исключением конвенции от 1700 г. о границах Азовского уезда. Крымское ханство признавалось независимым от Турции (фактически же оно попадало под контроль России, а это означало ее контроль на Черном море), Россия получала Черноморское побережье с крепостями Керчь, Еникале, Кинбурн и побережье до Южного Буга.Русские консулы получали право заступаться за христианское население Османской империи. Турция уплачивала России 7,5 млн. пиастров и другое.

19 (8) июля 1776 г. Ф.Клокачев был произведен в капитаны генерал-майорского ранга, а 20 (11)июля этого же года его произвели в контр-адмиральский чин. 30 (19) июля 1776 г. Ф.Клокачев был назначен командующим Азовской флотилией вместо адмирала А.Н.Сенявина, уволенного в длительный отпуск по болезни.Но турки не отказались от мыслей о реванше и располагали для этого достаточными силами, в том числе и флотом. Поэтому 12 октября 1776 г. Екатерина II повелела все суда Азовской флотилии к весне привести в пригодность для службы, что и было исполнено Ф.Клокачевым.

В 1776-1779 гг. Ф.Клокачев, командуя Азовской флотилией, руководил боевой подготовкой и крейсерской службой флотилии у южного побережья Крыма, а также дальнейшим строительством в Приазовье верфей, судов и портов. В связи с волнениями крымских татар (а их всегда поддерживали турки) 3 апреля (23 марта) 1778 г. командование Крымским и Кубанским корпусами принял А.В.Суворов. Азовская флотилия оказалась в его подчинении. Она насчитывала 28 военных и 18 транспортных судов, базирующихся на Керчь, Кафу (Феодосия) и Таганрог.

В сентябре 1778 г. вместе с войсками генерал-поручика А.В.Суворова корабли Азовской флотилии во главе с Ф.Клокачевым без применения оружия не допустили высадки в Феодосийском заливе крупного турецкого десанта и вынудили более 170 турецких кораблей и судов покинуть залив.25 февраля (по ст.ст.) 1779 г. фельдмаршал П.А.Румянцев-Задунайский, генерал-губернатор Малороссии, предписал Азовской флотилии быть готовой поддержать сухопутные войска и недопустить турецкий флот к Суджук-Кале (турецкая крепость, основанная в 1722 г.; в 1812 г. разрушена русскими войсками; в 1838 г. на ее месте основан г.Новороссийск).

21 (10) марта 1779 г., в султанском дворце Айналы-Кавак между Россией и Турцией была подписана конвенция, подтвердившая условия Кючук-Кайнарджийского мирного договора и предотвратившая между ними войну. Столкновение между ними произошло в 1787-1791 гг. Но тогда туркам пришлось иметь дело не с Азовской флотилией, а с Черноморским флотом, для которого уже начали строить верфи.В соответствии с Указом императрицы Екатерины II Новороссийскому, Азовскому и Астраханскому генерал-губернатору князю Потемкину от 29 (18) июня 1778 г. предписывалось начать строительство верфи на лимане Глубокая Пристань, а "…место сие повелеваем именовать Херсон…" 

Так как в Херсоне кораблестроение только начиналось, то корабли для его защиты с моря можно было взять только с Азовской флотилии. В это же время Ф.Клокачев на фрегате "Крым"совершил поход из Керчи в Днепровско-Бугский лиман мимо турецкой крепости Очаков в Глубокую Пристань и посетил основанные в Херсоне верфи, где под руководством генерал-поручика И.А.Ганнибала (двоюродного деда А.С.Пушкина) началось строительство первых линейных кораблей для будущего Черноморского флота. Осенью этого же года Ф.Клокачев послал в Херсон 5 фрегатов и 2 бота под командованием контр-адмирала Я.Ф.Сухотина. Вместе с кораблями в Херсон прибыли откомандированные офицеры и специалисты.

Но Ф.Клокачева все больше и больше донимал недуг, и 24 (13) февраля 1780 г. Екатерина II предоставила ему 2-годичный отпуск с сохранением жалования для госпитального лечения и восстановления подорванного здоровья. Флотилию он передал контр-адмиралу П.А.Косливцеву, командиру Таганрогского порта.Тем временем отношения с Блистательной Портой неуклонно ухудшались. В этих условиях для управления всеми силами на Черном море необходим был человек, достаточно опытный, чтобы он мог командовать будущим флотом, как в мирное время, так и в условиях военного времени. Таким человеком Екатерина II избрала Ф.Клокачева: после отпуска, 28 (17) мая 1782 г., она причислила его ко 2-й флотской дивизии и определила в "присутствие" в Адмиралтейств-коллегию, а 9 июля (28 июня) этого же года он был произведен в вице-адмиралы и назначен членом коллегии.

Но в коллегии Федоту Алексеевичу пришлось "присутствовать" недолго. Уже 22 (11) января 1783 г. он был назначен командующим флотом на Черном и Азовском морях с подчинением наместнику императрицы в южных губерниях страны вице-президенту Военной коллегии, генерал-аншефу светлейшему князю Г.А.Потемкину.15 (4) февраля 1783 г. Ф.Клокачев срочно выехал из Петербурга в Таганрог для принятия дел и вступления в должность. 21 (10) апреля этого же года на фрегате он прибыл в Керчь, где базировались лучшие суда Азовской флотилии, и стал их готовить для перехода в Ахтиарскую (Севастопольскую) бухту.

Весной этого же года крымский хан Шагин-Гирей сложил с себя ханство. Екатерина II незамедлительно воспользовалась этим моментом и 19 (8) апреля 1783 г. подписала манифест о присоединении Крымского полуострова, Тамани и всей Кубанской стороны к России. Крым стал российским краем. Ф.Клокачев поторопился перевести часть судов Азовской флотилии в Ахтиарскую бухту до возможного вмешательства Турции.13 (2) мая 1783 г. отряд судов под его командованием благополучно прибыл в Ахтиарскую бухту, чем и положил начало Севастопольского порта. Этот день считается днем рождения Черноморского флота Российской империи.

Вот как охарактеризовал Ф.Клокачев в письме от 18 (7) мая Севастопольскую бухту: "…подобной еще гавани не видал, и в Европе действительно таковой хорошей нет; вход в сию гавань самый лучший, натура сама разделила бухту на разные гавани, т. е. военную и купеческую; довольная в каждом лимане глубина, положение ж берегового места хорошее и надежно к здоровью, словом сказать лучше нельзя найти к содержанию флота место…"

17 (6) мая вице-адмирал Ф.Клокачев донес в Адмиралтейств-коллегию о прибытии кораблей в Ахтиарскую бухту и сообщил, что по приказанию Г.Потемкина он отправляется в Херсон для руководства строительством кораблей, с которым не справился генерал-фельдцейхмейстер И.А.Ганнибал.К осени 1783 г. Ф.Клокачев сумел наладить в Херсоне судостроение, а 27 (16) сентября произвел спуск с эллинга на воду первого 66-пушечного корабля "Слава Екатерины", подлежащего оснастке и вооружению в Глубокой Пристани Днепровского лимана. То, что не смог сделать И.Ганнибал за пять лет, вице-адмирал Ф.Клокачев одолел за полгода. К сожалению, начавшаяся эпидемия чумы все работы на верфи и в порту приостановила.

8 ноября (27 октября) 1783 г. вице-адмирал Ф.А.Клокачев на 51 году жизни скончался в Херсоне от "моровой язвы". По данным флотского историка капитана 1 ранга С.Горбачева вице-адмирал Ф.Клокачев был похоронен в загородном овраге, ставшем братской могилой для многих погибших от этой болезни. Его хоронили "по чумному обряду" - без людных проводов, траурных речей, ружейного салюта. В похоронах по этому обряду участвовали: лейтенант А.Ф.Клокачев (сын и адъютант Ф.А.Клокачева; впоследствии тоже вице-адмирал), капитан 2 ранга Ф.Ф.Ушаков, слуга адмирала, флотский священник и два морских служителя.

14 (3) июня контр-адмирал Ф.Ф.Мекензи, руководствуясь указаниями Ф.Клокачева, осуществил закладку на западном побережье Южной бухты первых строений будущего Севастополя.

В июле 2000 г. XV сессия Севастопольского городского Совета приняла решение о наименовании западного берега Артиллерийской бухты Севастополя именем Федота Клокачева. А 13 мая 2001 г. в день 218 годовщины со дня основания Черноморского флота в начале набережной в Артиллерийской бухте был торжественно открыт памятный знак Ф.А.Клокачеву, проект которого выполнил Заслуженный архитектор Украины А.Л.Шеффер.

23 марта 2007 г. военно-исторической секцией Дома ученых в Чесменском Дворце был проведен круглый стол, посвященный 275-летию со дня рождения вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачева.

Наши контакты

Санкт-Петербург, Россия, 190000
Английская набережная, 42
Показать на карте

morskoe-sobranie@yandex.ru