День основания Кронштадта

В течение трех веков Кронштадт являлся крупнейшей базой, центром судоремонта, снабжения и подготовки кадров флота. Эскадры российского флота, снаряженные здесь, одерживали победы в морских сражениях.

С самого начала своего существования Кронштадт как крепость стал надежным щитом северо-западных рубежей России. В истории российского флота XVIII – XIX вв. нет ни одного сколько-нибудь примечательного события, которое не было бы так или иначе связано с Кронштадтом. Эскадры, снаряженные здесь, сражались не только на Балтике, но и в Средиземном море, на Дальнем Востоке.

В 1703 г. русские войска заняли устье Невы, где Петром I 16 мая была заложена Петропавловская крепость, начато строительство Петербурга. В октябре царь Петр вышел на яхте в Финский залив к Котлину и лично руководил промерами глубин, в ходе которых между отмелью и островом был обнаружен глубоководный фарватер. Чтобы преградить путь кораблям противника к строящейся столице, Петр решил на северной оконечности отмели построить форт. Царь собственноручно изготовил из дерева модель форта и прислал ее как руководство в работе.

Зимой солдаты пехотных полков Ф. С. Толбухина и П. И. Островского начали работы. Заготовленные на берегу бревна, камни и грунт свозились на санях на место будущего форта. На льду из бревен собирались бревенчатые срубы – ряжи. Затем их наполняли камнями и землей и опускали на дно. Установленные таким образом один подле другого ряжи явились подводным основанием искусственного острова. На таком ряжевом основании весной 1704 г. построили трехъярусную башню.

7 мая 1704 г. на новый форт были доставлены и установлены 14 - 6-фунтовых пушек. В этот же день новая крепость получила название - Кроншлот - «Коронный замок».

Весной и летом на южном берегу острова Котлин были выстроены земляные временные батареи. В начале лета 1704 г. свыше 40 полугалер и других русских судов сосредоточилось у Кроншлота. Приготовления русских к обороне были не напрасны. Уже 9 июля 1704 г. к острову Котлин подошла шведская эскадра вице-адмирала Я. Де Пру в составе 40 судов. А 12 июля шведы попытались высадить десант, который был отбит солдатами полка Толбухина. После этого шведские корабли в течение двух суток обстреливали Кроншлот, на третий день подняли паруса и скрылись.

В течение 1705 г. шведы неоднократно пытались захватить остров Котлин, но терпели неудачу, несли ощутимые потери. Больше шведы не предпринимали попыток атаковать Котлин и Кроншлот.

Кронштадт, как военный порт, сыграл особенную роль в строительстве и обеспечении Флота России. Эскадры, снаряженные в Кронштадте, одерживали победы в морских сражениях: в 1714 г. у Гангута,- в 1719 г. — у Эзеля, в 1720 г. — у Гренгама, в 1770 г. — у Чесмы, в 1788 г. — в Гогландском, в 1790 г. — в Красногорском и Выборгском сражениях, в 1807 г. у Дарданелл и мыса Афон, в 1827 г. в Наваринской бухте.

Во время Крымской войны летом 1855 г. англо-французский флот приблизился к Кронштадту. Пароходофрегат «Мерлин», пароходы «Файерфляй», «Вультур», «Бульдог» подорвались на минах. Учитывая минную опасность, появление у русских большого количества паровых канонерских лодок, мощь фортов, союзное командование отказалось от атаки Кронштадта и ограничилось блокадой.

В Кронштадте жили и служили многие выдающиеся моряки: В.М. Головнин, С.К. и А.С. Грейги, О.Е. Коцебу, В.А. Корнилов, Р.В. Кроун, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, П.С. Нахимов, Г.И. Невельской, А.А. Попов, П.И. Рикорд, Г.А. Сарычев, Г.А. Спиридов, Д.Н. Сенявин, Ф. Ф. Ушаков и др. Только в 1803–1868 гг. моряки из Кронштадта совершили 28 кругосветных плаваний. На карте Мирового океана увековечены имена около 200 моряков и 15 судов.

Многие научные открытия и изобретения сделаны или впервые применены в крепости, военно-морском порту, в городе. Первая в России пароходная линия открылась в 1815 г. прибытием парохода Берда из Санкт-Петербурга к острову Котлин. В гаванях и на рейдах Кронштадта испытывались подводная лодка и торпеда И. Ф. Александровского, вооруженная ракетами подводная лодка К. А. Шильдера, мины Б. С. Якоби и Л. Нобеля. Первый в мире ледокол «Пайлот» с 1864 г. совершал рейсы между островом Котлин и Ораниенбаумом. Здесь работали крупнейший специалист минного дела М. М. Боресков, создатель оригинальных оптических и осветительных приборов, основоположник гидроакустики Ф. Ф. Петрушевский, родоначальник отечественной цементной промышленности А. Р. Шуляченко. В 1879 г. электротехник Е. П. Тверитинов впервые оборудовал боевые корабли установками электрического освещения, а в 1883 г. под его руководством кронштадтские моряки иллюминировали Московский кремль во время коронации императора Александра III. В 1895 г. преподаватель Минного офицерского класса А. С. Попов изобрел первый в мире радиоприемник. В 1896 г. А. С. Попов изготовил рентгеновский аппарат для Морского госпиталя, на котором был сделан первый в России рентгеновский снимок.

Во время Первой мировой войны Кронштадт являлся тыловой базой Балтийского флота, обеспечивал ремонт, достройку и вооружение новейших кораблей флота, построенных на заводах Петрограда.

Огромную роль сыграл Кронштадт в годы Великой Отечественной войны.

31 августа вражеские войска вошли в зону досягаемости орудий Кронштадтской крепости. Артиллерия Кронштадта своим огнем помогла частям 23-й армии остановить войска противника на рубеже старой границы с Финляндией.

8 сентября 1941 г. немецкие войска взяли Шлиссельбург, замкнув кольцо блокады вокруг Ленинграда. 16 сентября фашистские войска прорвались к Финскому заливу между Стрельной и Урицком. На берегу залива южнее Кронштадта образовался Ораниенбаумский плацдарм. Удержать его удалось только благодаря мощному и точному огню Кронштадтской крепости и кораблей. Но многие улицы города просматривались с наблюдательных пунктов врага из района Петергофа. Не было клочка земли безопасного от снаряда.

С 22 сентября 1941 года по Кронштадту стали стрелять вражеские артиллерийские орудия из района Петергофа, поэтому западные стороны улиц стали наиболее опасными при артобстрелах. Нормы питания постепенно сокращались. До 25 декабря 1941 года хлебный паек сокращался шесть раз: рабочим с 800 до 250 граммов, служащим, иждивенцам и детям до 125 граммов. Жители Кронштадта полностью разделили участь ленинградцев.

В самые тяжелые дни блокады ленинградцам из Кронштадта было передано 3242 т продовольствия. Кроме того, личный состав кораблей и частей отчислял часть пайков жителям города на Неве.

В нечеловеческих условиях, под бомбами, снарядами кронштадтцы готовили к навигациям корабли флота. В 1942 г. подводные лодки уничтожили 56 боевых кораблей и транспортов противника.

В ноябре 1943 – январе 1944 года под прикрытием Кронштадта корабли скрытно перевезли 2-ю ударную армию из Ленинграда и Лисьего Носа в Ораниенбаум.

Орудия Кронштадта и кораблей флота обеспечили снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г. и наступление советских войск на Карельском перешейке в июне.

Тысячи кронштадтцев воевали на фронтах и флотах, дошли до Берлина, а на рейхстаге были сделаны надписи - «Мы из Кронштадта». За годы войны более 60 кораблей, частей и соединений награждены орденами, удостоены почетных наименований. Героями Советского Союза стали десятки моряков и летчиков.

9 мая 2000 года на стене Докового Адмиралтейства у Якорной площади был открыт Мемориал защитникам Отечества («Аллея Славы») с перечислением наименований кораблей, воинских частей, подразделений и предприятий города, участвовавших в обороне Ленинграда и Кронштадта в 1941–1944 годах.

Указом Президента РФ Д. № 462 от 27 апреля 2009 года за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества г. Кронштадту, присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».


Наши контакты

Санкт-Петербург, Россия, 190000
Английская набережная, 42
Показать на карте

morskoe-sobranie@yandex.ru