XIV научно-практическая конференция «Военно-Морской Флот в победоносном 1944 году»
18 апреля 2024 года в ЦВММ состоялась научно-практическая конференция «Военно-Морской Флот в победоносном 1944 году». С докладом выступил председатель СПбМС Ирютин С. Н.
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого с 2015 года реализует программу научно-практических конференций «Море и флот». Тема конференции 2024 года — «Военно-Морской Флот в победоносном 1944 году».
ПРИВЕТСТВИЕ
Уважаемые участники конференции!
Дорогие друзья !
Санкт-Петербургское Морское собрание - Общественная организация "Санкт-Петербургское Морское собрание" является основанным на членстве самоуправляемым добровольным общественным объединением моряков, судостроителей, судоремонтников, рыбаков, работников портов и представителей иных профессий, связанных с морем (в дальнейшем - моряки), созданным в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, для совместной реализации целей и задач, предусмотренных Уставом.
Основные цели создания и деятельности Морского собрания
- возрождение морских традиций Морских собраний Российского флота;
- сплочение моряков и лиц, оказывающих им содействие в выполнении служебного долга, на идеях патриотизма и беззаветного служения Отечеству и народу;
- развитие активности и самодеятельности моряков по пропаганде героической истории Российского флота и морских традиций, а также по иным направлениям деятельности Морского собрания;
- обеспечение высокого социального статуса Моряка, реализация и защита его гражданских, политических, социальных, экономических, и культурных прав и свобод, поддержка ветеранов и инвалидов флота, членов их семей, а также членов семей моряков, погибших при исполнении служебного долга;
- содействие общению и воспитанию моряков и членов их семей, организация их индивидуального и коллективного досуга, удовлетворение их духовных интересов;
- сотрудничество с отечественными, зарубежными и международными организациями родственной ориентации.
- Основные задачи Морского собрания
- объединение моряков всех поколений для пропаганды трехсотлетней истории российского флота и возрождения славных традиций морской профессии, основанных на чести, благородстве, религиозных и духовных ценностях;
- содействие в реализации общенациональных и региональных программ и мероприятий по празднованию торжественных дат в истории государства и флота, изучение и распространение материалов, связанных с историей, настоящим и будущим Российского флота, в этом юбилейном году 350-летию со дня рождения основателя Российского регулярного Военно-морского флота — Петра I (региональных программ Паруса Плещеева озера, Псковская парусная регата, - 220-летию со Дня рождения П.С. Нахимова — Всероссийский Нахимовский фестиваль, издание книги «Дневник Ф.П. Литке о кругосветном плавании на шлюпе «Камчатка» (1817-1819)» к 225 - летию со Дня рождения );
- предоставление морякам условий для взаимного сближения, укрепления и развития между ними исторических традиций неформального общения и товарищеских отношений в соответствии с морским этикетом, формирование и поддержание атмосферы доверительности, честности и профессиональной общности моряков;
- оказание содействия государственным органам и учреждениям в деятельности по обеспечению международного авторитета и престижа российского флота;
- социальная, правовая и моральная поддержка моряков и членов их семей, ветеранов и инвалидов флота, а также членов семей лиц, погибших при исполнении служебного долга;
- приобщение детей, подростков и юношества к профессии моряка, воспитание молодого поколения на государственно-патриотических идеях и славных вековых флотских традициях;
- содействие развитию взаимовыгодных культурных, научно-технических и экономических связей Российской Федерации с зарубежными государствами в интересах российского флота;
- содействие в совершенствовании и реализации законодательных актов, направленных на приоритетное развитие отечественного флота.
В феврале 1910 года императором Николаем II было принято решение об образовании Морского Собрания в Санкт-Петербурге, его первым председателем был избран капитан 1 ранга Андрей Загорянский-Кисель.
Председатели Санкт-Петербургского Морского Собрания: Загоранский-Кисель Андрей Сергеевич, Гирс Александр Константинович, Орлов Николай Владимирович решали задачи, поставленные вызовам времени. Сегодня Россия столкнулась с новыми вызовами, что привело в итоге к проведению специальной операции на Украине.
В центре внимания Морского собрания остаются сегодня ТРАДИЦИИ ВМФ РОССИИ ! Боевые традиции — побеждать. Наказ адмирала С.О.Макарова простой «Помни войну!»
Вашему рассмотрению сегодня предлагается чрезвычайно важный исторический ориентир Военно-морского флота СССР в Победной весне 1944года.
Борьба на морских коммуникациях в Заполярье
Победы Вооруженных Сил СССР привели к некоторому улучшению обстановки на морских театрах военных действий. Расширились возможности советских флотов в борьбе на морских коммуникациях, в оказании помощи сухопутным войскам при осуществлении наступательных операций на приморских направлениях. Вместе с тем противник, удерживая обширные прибрежные районы, по-прежнему затруднял базирование и ограничивал действия флотов.
Приморский фланг Карельского фронта был стабильным. Прежним остался и характер морских перевозок противника, который по прибрежной коммуникации снабжал из Германии свои войска, действовавшие в Заполярье, а обратно через порты Варангер-фьорда вывозил стратегическое сырье – никелевую и железную руду. Поскольку движение вражеских конвоев было интенсивным, боевые действия вдоль северного побережья Норвегии носили систематический характер и требовали от обеих сторон активного использования авиации, подводных лодок и надводных кораблей.
Важной задачей Северного флота являлось обеспечение переходов союзных конвоев в СССР и обратно. Порты Мурманск и Архангельск в годы войны приняли почти четвертую часть грузов от общего количества поставок США и Англии Советскому Союзу. Северный флот усиливал охрану союзных конвоев в своей наиболее опасной операционной зоне, так как здесь морские пути проходили вблизи побережья Норвегии, где базировались крупные силы противника. Кроме того, он самостоятельно обеспечивал внутренние сообщения по Баренцеву и Белому морям, имевшие для СССР большое значение, и содействовал 14-й армии Карельского фронта, прикрывая ее приморский фланг.
Германское командование путем введения отдельных технических новшеств самонаводящихся акустических торпед, более совершенных радиолокационных и гидроакустических станций – пыталось повысить эффективность действий своих подводных лодок и изменить ход войны на море. Но потери рейха в подводных лодках были таковы, что германское морское командование все чаще стало задумываться о целесообразности и оправданности продолжения подводной войны вообще на океанских и морских просторах.
Государственный Комитет Обороны, учитывая важную роль Северного флота в защите внешних морских коммуникаций, принимал меры для укрепления его сил изменению соотношения сил.
К защите союзных конвоев в операционной зоне Северного флота советское Верховное Главнокомандование относилось как к задаче первостепенной важности. Для обеспечения проводки конвоя в своей зоне флот стал каждый раз выделять более 40 боевых кораблей и вспомогательных судов, а также до 2 авиационных дивизий. Была проделана огромная работа по сокращению сроков пребывания транспортов и кораблей союзников в советских портах и обеспечению там их безопасности. Стало более тесным взаимодействие флота с Войсками ПВО страны; значительно возросла надежность противовоздушной обороны Мурманска и Кольского залива.
Численное превосходство сочеталось с преимуществом в радиолокации: на английских кораблях имелись новые станции, в то время как на линкоре «Шарнхорсте» – устаревшие.
26 декабря 1943 г. в результате нескольких артиллерийских ударов и торпедных атак немецкий линкор был потоплен. Английское командование получило возможность направлять свои корабли из состава флота метрополии на другие театры военных действий. Потопление «Шарнхорста» имело большое морально-политическое значение. И. В. Сталин поздравил У. Черчилля и главнокомандующего флотом метрополии адмирала Б. Фрезера с победой.
Важное место в героико-патриотическом воспитании заняло, как и на других флотах, разъяснение Указов Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1944 г. об утверждении нового образца Красного Знамени, гвардейского Красного Знамени и Положения о Красном Знамени войсковых частей и соединений Военно-Морского Флота и от 3 марта об учреждении орденов и медалей Ушакова и Нахимова.
В зимне-весенний период 1944 г. Северный флот достиг значительных успехов в защите внешних морских коммуникаций. Морские перевозки союзников осуществлялись почти без потерь. Вместе с тем увеличилась сила ударов по вражеским коммуникациям. Соотношение сил на Севере еще больше изменилось в пользу антигитлеровской коалиции.
Боевые действия на Балтийском море
Прорыв блокады Ленинграда и восстановление железнодорожной и автомобильной его связи со страной изменили обстановку на всем северо-западном стратегическом направлении. Этими путями, а также через Ладожское озеро в город шли мощные потоки грузов и людей. В 1943 г. только Ладожской флотилией было перевезено свыше 240 тыс. тонн различных грузов, 856 тыс. куб. м лесоматериалов, 162 тыс. человек. Район Ленинграда из ослабленного и уязвимого пункта стал превращаться в важнейший исходный плацдарм для наступления сухопутных войск и развертывания боевых действий флота.
Находясь в оперативном подчинении Ленинградского фронта и успешно взаимодействуя с его войсками, Краснознаменный Балтийский флот (КБФ), которым командовал адмирал В. Ф. Трибуц, прочно удерживал острова Лавенсари, Пенисари, Сескар, на которые базировались истребители и боевые катера. Флот вел активные действия легкими силами и авиацией, обеспечивая прикрытие подходов к Ленинграду и флангов сухопутных войск, осуществлял надежную оборону острова Котлин и способствовал удержанию чрезвычайно важного ораниенбаумского плацдарма.
К началу операции по разгрому противника под Ленинградом флот располагал довольно крупными воздушными, подводными и надводными силами, мощной береговой стационарной и железнодорожной артиллерией. Он имел в своем боевом составе, включая Ладожскую флотилию, 1 линейный корабль, 2 крейсера, 2 лидера, 11 эскадренных миноносцев, 27 подводных лодок, 4 сторожевых корабля, 15 канонерских лодок, 56 торпедных катеров, 7 минных и сетевых заградителей, 58 тральщиков, 15 бронекатеров, 176 малых охотников за подводными лодками и сторожевых катеров, 164 катера-тральщика. В авиации флота насчитывалось 435 самолетов различных типов. Основные силы КБФ базировались на Ленинград и Кронштадт. Большая минная опасность, наличие мощного противолодочного рубежа противника в Финском заливе, а также невозможность пока еще обеспечить надежное прикрытие сил флота с воздуха по-прежнему вынуждали ограничивать район боевых действий его кораблей восточной частью Финского залива. На Балтийском море могла действовать лишь минно-торпедная авиация.
Общая обстановка на северо-западном стратегическом направлении требовала от командования КБФ разработки наиболее эффективных способов содействия войскам Ленинградского фронта в разгроме противника на его укрепленных позициях и очищении от врага подступов к Ленинграду, овладения совместно с войсками южным побережьем Финского залива и последующего развертывания сил флота на запад для ведения активных действий в Балтийском море.
Одной из задач оставалось нарушение германских морских перевозок в Балтийском море, которые в начале 1944 г. составляли свыше 1,7 млн тонн груза в месяц. В конце 1943 г. штаб КБФ разработал план развертывания сил флота, которое с учетом продвижения советских войск на запад предполагалось провести в три этапа – по достижении сухопутными войсками рубежей рек Нарва, затем Западная Двина и наконец Неман. На первом этапе по плану «Запад-1» предусматривалось восстановить аэродромную сеть на участке Петергоф, Нарва, организовать военно-морскую базу в Лужской губе, воссоздать береговую и противовоздушную оборону, службы связи и тылового обеспечения и передислоцировать часть авиации и кораблей.
Германское командование стремилось любой ценой удержать занимаемые рубежи под Ленинградом, сохранить свободу действий на Балтийском море и обеспечить безопасность приморского фланга сухопутного фронта. Для этого оно продолжало постановку мин в Финском заливе и блокировало корабли советского флота. В зависимости от обстановки оно направляло в Финский залив большее или меньшее количество сил для наращивания минных заграждений и их охранения. Кроме того, здесь находился флот Финляндии в составе броненосца береговой обороны, 8 сторожевых кораблей, 6 канонерских лодок, 22 торпедных катеров, 5 подводных лодок, 16 сторожевых катеров, 6 минных заградителей, 16 катеров-тральщиков, 19 буксиров и 7 вспомогательных судов.
Балтийский флот увеличивал активность легких сил в Финском заливе и торпедоносной авиации в Балтийском море, чтобы создать благоприятную обстановку к моменту перехода войск Ленинградского франта в наступление. Систематическими атаками торпедных катеров и штурмовой авиации корабли противника вытеснялись из восточной части залива. Велась подготовка к высадке десантов на его южное побережье. С этой целью в октябре 1943 г. из Ладожского озера под Ленинград были переброшены 40 тендеров. 260-я отдельная бригада и 6-й полк морской пехоты готовились к десантным действиям. Корабли систематически протраливали фарватеры и очищали от мин всё новые и новые районы.
С 5 ноября в соответствии с директивой командующего Ленинградским фронтом Краснознаменный Балтийский флот начал переброску войск 2-й ударной армии из Ленинграда и Лисьего Носа на ораниенбаумский плацдарм. Успех наступательной операции фронта зависел не только от своевременной перегруппировки войск на новое направление, но и от скрытности ее осуществления. Противник просматривал и простреливал весь район от пунктов погрузки до пунктов выгрузки. Поэтому погрузка происходила на неосвещенных причалах, а рейсы совершались ночью на затемненных кораблях с расчетом разгрузки и возвращения до рассвета. Для маскировки широко применялись дымы, которые ставились катерами, самолетами и береговыми системами дымопуска. С конца декабря транспортировка осуществлялась в тяжелых ледовых условиях и конвои проводились в сопровождении ледокольных судов.
В операции по разгрому врага под Ленинградом командование Ленинградского фронта весьма эффективно использовало морскую артиллерию. Ей ставились задачи: взаимодействуя с артиллерией фронта, прикрыть перевозки на южный берег Финского залива, провести мощную артиллерийскую подготовку перед наступлением 42-й и 2-й ударной армий, непрерывно поддерживать части этих армий, наступавшие на Красное Село и Ропшу, разрушать вражеские оборонительные сооружения, наносить удары по местам сосредоточения резервов и тылам противника. Особенно важное значение имело то обстоятельство, что дальнобойная морская артиллерия могла уничтожать врага на второй оборонительной полосе, не меняя позиций.
Привлеченная к участию в операции артиллерия КБФ в зависимости от дислокации и задач была разделена на группы. Войска 2-й ударной армии поддерживала артиллерия ижорского и кронштадтского секторов береговой обороны, одного линейного корабля и нескольких других кораблей – всего 84 орудия, а наступление 42-й армии – артиллерия кораблей, стоявших на Неве, артиллерийского полигона, морской бригады железнодорожной артиллерии – всего 121 орудие. Морская артиллерия составляла 42 процента от числа всех орудий крупного калибра, сосредоточенных в полосе наступления 2-й ударной армии, и 19 процентов – в полосе наступления 42-й армии.
Артиллерия флота успешно выполнила задачи, особенно по контрбатарейной борьбе. Она провела в операции 1005 стрельб, израсходовав около 24 тыс. снарядов калибра 76–406 мм. Командующий артиллерией Ленинградского фронта генерал Г. Ф. Одинцов отмечал: «В героических боях за Ленинград артиллеристы Краснознаменного Балтийского флота показали мастерство и героизм, продемонстрировали блестящее качество отечественной материальной части, особенно пушек 130-мм и 180-мм калибра и их боеприпасов... В военной истории едва ли повторится такой пример классического использования морской артиллерии для нужд наземных войск, как беспримерная боевая работа КБФ в Великую Отечественную войну». За успешное выполнение боевых задач крейсер «Максим Горький», два дивизиона тральщиков, дивизион сетевых заградителей и 101-я бригада морской железнодорожной артиллерии были награждены орденом Красного Знамени. Бригада получила звание гвардейской с присвоением наименования Красносельской.
Активно содействовала наступлению Ленинградского фронта авиация флота. Она использовалась преимущественно в интересах 2-й ударной армии с задачей уничтожать войска, технику и опорные пункты противника. В дальнейшем авиация наносила удары по глубоким тылам врага, коммуникациям и прифронтовым аэродромам, вела активную разведку на морском направлении. В ходе операции авиация флота совершила 4406 самолето-вылетов, уничтожила 30 артиллерийских батарей, более 1700 автомашин, 152 железнодорожных вагона, сбила в воздушных боях 71 самолет. За отличные действия 9-я штурмовая авиационная дивизия КБФ получила наименование Ропшинской, а 8-я минно-торпедная – Гатчинской. 13 морских летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза.
В подготовке личного состава флота к операции по разгрому немецко-фашистских войск под Ленинградом важное значение имела работа политорганов, партийных и комсомольских организаций. Они разъясняли матросам и офицерам обращение Военного совета к личному составу, цели операции, роль флота в решении боевых задач. Перед началом операции на кораблях и в частях были проведены митинги, партийные и комсомольские собрания.
В ходе боевых действий до всего личного состава доводились примеры умелых, героических действий подразделений и частей. Велась большая работа по приему в партию отличившихся в боях матросов и офицеров, что укрепляло партийные организации и повышало их роль в обеспечении боеспособности кораблей и частей. Коммунисты служили примером самоотверженности и героизма в бою. С января по июнь в члены партии было принято 2617 человек, кандидатами в члены ВКП(б) – 3879. Одной из важных задач КБФ являлся ремонт боевых кораблей. В решении ее большую роль сыграли политуправление, политотделы и парторганизации флота, мобилизовавшие личный состав на образцовое выполнение ремонтных заданий. Они популяризировали достижения рационализаторов и изобретателей, способствовали распространению передового опыта и новых методов труда, направленных на качественный ремонт в короткие сроки.
Разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом избавил от вражеских артиллерийских обстрелов корабли, причалы и базовые объекты флота в Ленинграде и Кронштадте. Условия его базирования улучшились. Однако плотные минные заграждения, поставленные противником в Финском заливе, лишали возможности вывести подводные лодки и надводные корабли в Балтийское море для ведения там активных действий. Стабилизация фронта на рубеже реки Нарва в этом отношении оказалась очень невыгодной.
8 февраля народный комиссар ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов в директиве Военному совету КБФ потребовал активного содействия кораблями и авиацией флангу армии в наступлении, расширения зоны базирования флота. Одновременно ставилась задача систематически нарушать коммуникации противника в Балтийском море.
Флот усилил разведку и приступил к тралению фарватеров для продвижения на запад. 13 февраля на освобожденные аэродромы Котлы, Копорье перебазировались части штурмовой и истребительной авиации флота. В активные действия включился полк пикирующих бомбардировщиков и два полка штурмовиков.
На протраливание фарватеров в Нарвском заливе противник ответил бомбоштурмовыми ударами по тральщикам, находившимся в базах и в море, и по передовому аэродрому на острове Лавенсари. Развернулась упорная борьба в районе нарвско-гогландской укрепленной морской позиции. С 13 марта корабли врага начали систематическую постановку мин, усиливая ранее поставленные заграждения и прикрывая минными полями фланг своих сухопутных войск. До конца мая противник поставил 10 394 различные мины.
Все вражеские корабли, появлявшиеся в Нарвском заливе в светлое время суток, подвергались ударам авиации. Ночью их плавание затрудняли атаки торпедных катеров. Весной здесь произошло около 200 воздушных боев. Под прикрытием авиации стало возможным производить систематическое траление. Однако в условиях постоянного усиления минных заграждений, а также противодействия авиации и кораблей немецко-финского флота траление фарватеров на запад продвигалось медленно.
В то время как корабли, штурмовая и истребительная авиация вели борьбу в районе нарвско-гогландской позиции, минно-торпедная авиация возобновила крейсерские действия в Балтийском море. Первые полеты принесли успех – торпедоносцы атаковали одиночные, следовавшие без охранения транспорты и потопили некоторые из них. Но уже с конца весны противник начал плавать преимущественно в темное время и по прибрежным фарватерам. С середины февраля по май включительно авиация КБФ потопила и повредила 130 транспортных судов, боевых кораблей и катеров, в том числе 20 транспортов, торпедоносцами в Балтийском море, остальные – штурмовиками и бомбардировщиками в Нарвском заливе, на гогландском плесе, в портах Котка и Кунда.
Таким образом, Краснознаменный Балтийский флот активно участвовал в разгроме немецко-фашистских войск под Ленинградом и усилил действия минно-торпедной авиации на морских коммуникациях противника в Балтийском море. Развернулось траление новых фарватеров и пробивка проходов через южную часть нарвско-гогландской минной позиции. Создались условия для успешного содействия войскам фронта в проведении Выборгской и Таллинской наступательных операций.
Участие Черноморского флота в блокаде вражеских войск в Крыму
В начале ноября 1943 г. войска 4-го Украинского фронта, освободив Северную Таврию и выйдя на Днепр в его нижнем течении, отрезали 17-ю немецкую армию в Крыму, лишив ее сухопутной связи с остальными силами группы армий «А». Снабжение крымской группировки осуществлялось по Черному морю и по воздуху. Перед советским флотом встала задача активизировать действия по нарушению морских коммуникаций врага, с тем чтобы не дать возможности усилить эту группировку к началу операции по освобождению Крыма. В это время Черноморский флот продолжал базироваться на порты Кавказа, вдали от северо-западного и западного побережья Черного моря.
Защита морских перевозок между портами Румынии и Севастополем являлась для германского и румынского флотов задачей первостепенной важности. К концу 1943 г. вражеские силы на Черном море включали в свой состав вспомогательный крейсер, 4 эскадренных миноносца, 3 миноносца, 4 минных заградителя, 3 канонерские лодки, 28 торпедных катеров, 14 подводных лодок, более 100 артиллерийских и десантных барж и другие малые корабли. Для перевозок войск и грузов имелось (в марте 1944 г.) 18 крупных транспортных судов (общим тоннажем около 47 тыс. брт), несколько танкеров, 100 самоходных десантных барж и много малых судов общим водоизмещением свыше 74 тыс. брт.
Учитывая, что снабжение войск в Крыму, за 200 миль от портов Румынии, в условиях общего превосходства советского флота представляет для противника большую сложность, Ставка Верховного Главнокомандования рассчитывала на его скорую эвакуацию. Черноморскому флоту, командующим которым был вице-адмирал Л. А. Владимирский (с 28 марта 1944 г. – вице-адмирал Ф. С. Октябрьский), 4 ноября 1943 г. было дано указание своевременно обнаружить эвакуацию и использовать против транспортов и плавучих средств всю бомбардировочную и торпедоносную авиацию, а также не менее семи подводных лодок. Принимались меры по перебазированию авиации флота к северо-западу от Крыма в район Скадовска.
В середине декабря советскому командованию стало ясно, что противник не намерен эвакуировать войска с Крымского полуострова. С учетом этого задачи Черноморскому флоту были уточнены: систематически нарушать вражеские коммуникации и усилить перевозки для снабжения Отдельной Приморской армии на керченском плацдарме. Считаясь с тем, что корабли не ремонтировались уже два с лишним года, Ставка разрешила командованию флота уменьшить количество сил, действовавших на коммуникациях врага.
К этому времени в боевой состав Черноморского флота входили: линейный корабль, 4 крейсера, 6 эскадренных миноносцев, 29 подводных лодок, 22 сторожевых корабля и тральщика, 3 канонерские лодки, 2 минных заградителя, 60 торпедных катеров, 98 малых охотников и сторожевых катеров, 97 катеров-тральщиков, а также 642 самолета, в том числе 109 торпедоносцев, бомбардировщиков и 110 штурмовиков.
За первые три месяца 1944 г. авиация флота провела 86 успешных атак по судам и плавучим средствам противника. Несколько нападений на конвои совершили подводные лодки и торпедные катера. Действия флота значительно затруднили вражеские перевозки в Крым. Для снабжения находившихся там войск использовались также пять авиатранспортных эскадр. Тем не менее подвоз грузов не восполнял полностью расходов. В декабре – марте потребности крымской группировки противника удовлетворялись лишь на 75–80 процентов. Чтобы уменьшить объем перевозок, Гитлер приказал сократить нормы довольствия войск в Крыму.
Действия советского флота в этот период не ограничивались нарушением вражеских перевозок в крымские порты. Наносились бомбовые удары по портам Констанца и Сулина, а на рейдах ставились мины. Подводные лодки и авиация атаковывали противника в обширном районе вдоль западного побережья Черного моря. Авиация флота с 3 января по 10 апреля потопила у берегов Румынии 3 транспорта и более 40 самоходных барж, паромов и других мелких плавучих средств.
По мере того как линия фронта на Украине отодвигалась на запад, положение немецко-фашистских войск в Крыму становилось все тяжелее. Освобождение района Николаев, Одесса, в котором Черноморский флот принял активное участие, дало ему возможность перебазировать туда с Кавказа часть сил и усилить блокадные действия против крымских портов. В начале апреля на аэродромах Северной Таврии сосредоточилось свыше 200 самолетов авиации флота. В марте – апреле двумя группами из Геленджика в порт Скадовск перешла 2-я бригада торпедных катеров (15 единиц).
К этому времени изменение обстановки на морских театрах и характера действий сухопутных войск на приморских направлениях потребовало по-новому организовать взаимодействие армии и флота. Ставка Верховного Главнокомандования 31 марта специальной директивой установила порядок подчинения флотов и постановки им задач. Северный и Черноморский флоты были выведены из оперативного подчинения фронтов и подчинялись теперь непосредственно народному комиссару Военно-Морского Флота. Краснознаменному Балтийскому флоту и флотилиям, подчиненным в оперативном отношении фронтам, задачи на совместные действия ставили командующие фронтами, а на самостоятельные (главным образом действия на коммуникациях) – нарком ВМФ. Все это позволило еще больше централизовать управление военно-морскими силами. Нарком Военно-Морского Флота был наделен правами главнокомандующего этим видом Вооруженных Сил. Взаимодействие между сухопутными войсками и флотами организовывала непосредственно Ставка или ее представители. В Крымской операции это было возложено на Маршала Советского Союза А. М. Василевского.
Планируя операцию по освобождению Крыма, советское командование отказалось от высадки морских десантов. Противник создал на полуострове сильную противодесантную оборону: установил 21 батарею береговой артиллерии, 50 новых минных заграждений, выделил для противодесантной обороны три дивизии, горнострелковый полк «Крым», 9-ю артиллерийско-зенитную дивизию и другие силы и средства. Войска 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии имели достаточно огневых средств, чтобы самостоятельно прорвать оборону врага. При такой обстановке силы флота целесообразнее было использовать на морских сообщениях противника.
В директиве советского Верховного Главнокомандования от 11 апреля 1944 г. Черноморскому флоту вменялось в обязанность систематически срывать морские перевозки противника, считая на ближайший период нарушение коммуникаций с Крымом главной его задачей. Для действий на удаленных коммуникациях предлагалось применять подводные лодки, бомбардировочную и минно-торпедную авиацию, а на подходах к Севастополю – бомбардировочно-штурмовую авиацию и торпедные катера. Что касается крупных кораблей до эскадренных миноносцев включительно, то их следовало «тщательно готовить к морским операциям, которые будут при изменении обстановки указаны Ставкой». Такое решение обусловливалось большой удаленностью района базирования кораблей и с оперативной точки зрения оправдывалось до тех пор, пока противник располагал возможностями прикрывать эвакуацию своих войск авиацией, располагавшейся на крымских аэродромах. На заключительном же этапе операции, когда советская авиация перебазировалась на аэродромы Крыма, возникли условия для участия эсминцев, сторожевых кораблей и тральщиков в срыве эвакуации противника из Севастополя. Но командование Черноморского флота этими возможностями не воспользовалось.
В процессе подготовки операции ответственную задачу выполняла Азовская военная флотилия под командованием контр-адмирала С. Г. Горшкова. Она, обеспечивая бесперебойную переправу всех видов снабжения и пополнения для Отдельной Приморской армии через Керченский пролив на плацдарм, с января по май перевезла свыше 122 тыс. военнослужащих, 1 тыс. орудий и минометов, 206 танков, более 150 тыс. тонн воинских грузов и вывезла свыше 20 тыс. раненых и более 3 тыс. военнопленных. Корабли флотилии высадили тактические десанты во фланг оборонявшихся войск противника (на мыс Тархан и в порт Керчь), чтобы расширить плацдарм для наступления.
С 8 апреля по 12 мая Черноморский флот провел операцию по нарушению морских сообщений противника между Крымским полуостровом и портами Румынии. Операция преследовала цель: на первом этапе – не допустить усиления группировки вражеских войск в Крыму, на втором – сорвать эвакуацию разгромленной 17-й немецкой армии.
Цели операции достигались тесным взаимодействием подводных лодок, торпедных катеров и авиации. Для уничтожения судов, выходивших из портов Крыма, в прибрежной зоне использовались торпедные катера, которые базировались на Скадовск. Вдали от баз у берегов Румынии борьбу с конвоями вели подводные лодки. Авиация флота наносила удары на всем протяжении коммуникаций от берегов Крыма до румынских портов Сулина и Констанца.
В конце апреля – первых числах мая, когда проходила массовая эвакуация войск противника, использование торпедных катеров и авиации сильно затруднялось сложными погодными условиями. Поэтому противник, хотя и нес значительные потери, до последнего момента продолжал эвакуацию.
В период эвакуации было потоплено 102 различных судна (транспорты, десантные баржи, шхуны, катера и другие плавсредства) и повреждено более 60 судов и кораблей. Это означало, что из каждых десяти кораблей и судов, принявших участие в эвакуации, восемь оказались потопленными или получившими повреждения.
О серьезных неудачах противника на море свидетельствуют документы немецко-румынского командования. Только с 3 по 13 мая, по оперативным сводкам штаба 17-й армии, на переходе морем враг потерял 37 тыс. немецких и около 5 тыс. румынских солдат и офицеров. В донесении главного морского штаба Румынии говорилось, что во время эвакуации из Крыма советский флот потопил 43 процента тоннажа находившихся в Черном море немецких, румынских и венгерских судов. Примерно такое же количество судов получили повреждения. Немецкий адмирал Руге впоследствии с горечью признал: «Всего неприятнее для малых кораблей оказалась русская авиация, особенно при эвакуации Крыма...»
Успешно действовала авиация и торпедные катера в дни, предшествовавшие штурму Севастополя, и в период боев за город. Бывший начальник штаба командующего германскими военно-морскими силами на Черном море Г. Конради так описывает последние дни эвакуации: «Большое скопление людей на тесном пространстве мыса Херсонес и наплыв бесчисленного множества отступавших войсковых частей все больше затрудняли управление войсками и погрузку их на суда. В ночь на 11 мая на причалах началась паника. Места на судах брались с боем. Суда отваливали, не закончив погрузки, так как в противном случае они могли затонуть».
Последним к мысу Херсонес подошел вражеский конвой в составе крупных транспортов «Тотила», «Тея» и нескольких десантных барж. Приняв до 9 тыс. человек, суда с рассветом взяли курс на Констанцу.
Но авиация вскоре потопила «Тотилу», «Тея» же с сильным охранением полным ходом шла на юго-запад. Корабли, которые сопровождали ее, через каждые 20 минут открывали огонь по беспрерывно атаковавшим советским самолетам. Около полудня торпеда попала в судно и оно затонуло. С обоих транспортов, указывает Конради, спаслось только 400 человек.
Стремительное наступление советских сухопутных войск и активные действия Черноморского флота сорвали намерения немецко-фашистского командования планомерно осуществить эвакуацию войск из Крыма. 7 мая, когда была прорвана оборона противника у Севастополя, германское армейское руководство в Крыму просило морское командование направить туда из Румынии суда, необходимые для общей эвакуации. Но эта просьба осталась невыполненной из-за нехватки судов. Кроме того, в последние дни многие германские корабли не могли даже подойти к Севастополю.
Большие потери при эвакуации, особенно на ее последнем этапе, произвели тяжелое впечатление на немецко-фашистские войска. За постигшую их катастрофу армейское руководство предъявило обвинение морскому командованию, а последнее сослалось на то, что перед флотом были поставлены невыполнимые задачи. 13 мая командующий группой армий «Южная Украина» генерал Шернер в журнале боевых действий зафиксировал, что флот оказался не в состоянии организовать вывоз последних войск, многие суда проявили полную неспособность к действиям, большинство вернулось порожняком. Он потребовал расследовать вопрос об эвакуации из Крыма. Однако Дениц не согласился с мнением Шернера, считая, что германские военно-морские силы сделали все возможное.
Советское командование высоко оценило заслуги летчиков, подводников и катерников в разгроме вражеских войск в Крыму. Многие моряки были награждены орденами и медалями. Первыми кавалерами орденов Ушакова и Нахимова стали контр-адмирал П. И. Болтунов, командовавший бригадой подводных лодок, командующий ВВС Черноморского флота генерал В. В. Ермаченков, начальник береговой обороны этого флота генерал П. А. Моргунов, контр-адмирал С. Г. Горшков.
Высокое боевое мастерство проявил личный состав всех кораблей, частей и соединений флота, участвовавших в операции. Неожиданностью для противника явилось быстрое внедрение в советских Военно-Морских Силах реактивных установок. Их освоение, а также налаженное взаимодействие между катерами с реактивным вооружением и обычными торпедными катерами привели к повышению эффективности действий флота. Успешно действовала морская авиация. Бомбоштурмовые удары по конвоям и транспортам, массированные налеты на порты, постановка мин у мест разгрузки дезорганизовали эвакуацию. Большой эффект дал метод топмачтового бомбометания, когда бомбы сбрасывались с очень малой высоты и поражали суда после рикошетирования от поверхности воды.
Успешным действиям Черноморского флота на вражеских коммуникациях и по блокаде крымской группировки противника способствовала непрерывная партийно-политическая работа. Политуправление флота и политотдел Азовской флотилии постоянно направляли работу подчиненных им политорганов, партийных и комсомольских организаций на воспитание у личного состава наступательного порыва, на совершенствование боевого мастерства всего личного состава. Общая численность коммунистов на флоте увеличилась за полугодие на 2 тыс. человек и достигла 29,5 тыс. Много внимания уделялось популяризации и распространению передового боевого опыта, внедрению новых способов и приемов борьбы с противником в море. Когда в начале 1944 г. летчики 13-го гвардейского Краснознаменного авиационного полка впервые применили топмачтовое бомбометание, то в некоторых авиачастях его недооценили. Командиры, политорганы и партийные организации быстро изменили такое отношение летчиков к новому способу бомбометания. В дальнейшем он завоевал прочное место не только на Черноморском, но и на других флотах. Большая работа проводилась с экипажами торпедных катеров по внедрению и распространению боевого опыта применения реактивных установок.
Одновременно с активными действиями на вражеских коммуникациях Черноморский флот решал задачу защиты собственных коммуникаций. Авиация противника к этому времени не представляла для него большой опасности. Реальную угрозу советскому судоходству создавали лишь подводные лодки. Для борьбы с ними был осуществлен целый комплекс мероприятий. Авиация наносила удары по базе подводных лодок в Констанце. В средней части моря самолеты проводили поиск лодок на их пути к Черноморскому побережью Кавказа. Отдельные участки прибрежных коммуникаций прикрывали минные заграждения. Корабли и самолеты охраняли транспорты на переходе морем. Подводные лодки не рисковали обычно на них нападать, а атаковывали лишь одиночные суда. В результате коммуникации между советскими портами, а также перевозки для Отдельной Приморской армии на Керченский полуостров не прерывались ни на один день.
После освобождения Крыма и северного побережья Черного моря от Перекопа до Одессы перед Черноморским флотом встали новые задачи: нарушать коммуникации и уничтожать транспортные средства врага, создавать угрозу побережью противника, не допускать использования им Дуная в оборонительных целях. Однако большая минная опасность во всем северо-западном районе, разрушение противником оставляемых портов и значительная изношенность кораблей затрудняли решение этих задач.
Государственный Комитет Обороны принял меры к пополнению флота за счет переброски малых боевых кораблей на Черное море с других театров. Командование флота сформировало три бригады кораблей-тральщиков, которые начали траление. Азовская военная флотилия, преобразованная в Дунайскую, перешла из Керченского пролива в северо-западный район моря и нацелилась на устья Днестра и Дуная. Черноморский флот готовился к дальнейшему развертыванию совместных с сухопутными войсками операций у западного побережья моря.
Военно-Морской Флот СССР в зимне-весеннюю кампанию решал на морских театрах важные боевые задачи по содействию сухопутным войскам в наступлении, срыву снабжения и эвакуации блокированных с суши немецко-фашистских группировок, достижению полной безопасности собственных морских перевозок. Важное значение для решения этих задач имели достижения советской экономики, позволившие постоянно увеличивать силы флотов, совершенствовать вооружение и техническое оснащение боевых кораблей и самолетов. Германское командование стремилось во что бы то ни стало удержать приморские плацдармы, выделяя для этого значительное количество морских сил и авиации. Активные действия советских флотов сыграли свою роль в срыве этих попыток врага и в целом оборонительной стратегии военного командования противника.
Благодаря успешным действиям Северного флота все больше изменялось в пользу антигитлеровской коалиции соотношение сил на Баренцевом море, где создалась благоприятная обстановка для защиты своих морских перевозок и нарушений коммуникаций противника. Большое значение для последующих действий имел полученный флотом опыт организации и осуществления операции по защите конвоев и по нарушению вражеских морских коммуникаций.
Балтийский и Черноморский флоты приобрели опыт взаимодействия с сухопутными войсками в крупных совместных операциях на приморских направлениях. Хотя Балтийский флот и был еще блокирован в восточной части Финского залива, условия его базирования улучшились. Увеличились возможности для содействия флота войскам фронта в проведении операций на территории Эстонской СCP и на Карельском перешейке. После освобождения Крыма и таких крупных баз, как Николаев и Одесса, коренным образом изменилась обстановка на Черном море. Теперь боевые силы флота получили возможность поддержать военные действия советских войск по
В сегодняшних дискуссиях и выступлениях на конференции, возможно, прозвучат ссылки и аналогии на наше непростое, с учетом текущей военно-политической обстановки, время. Отношения нашей страны с НАТО, складывается по разному.
Санкт-петербургское Морское собрание приветствует участников конференции и желает плодотворной и успешной работы.
Желаю всем присутствующим найти самое ценное. Сохранить самое дорогое - здоровье. Получить долгожданное. Отпустить уходящее. Забыть грустное и приобрести лучшее.
Председатель Санкт-Петербургского Морского собрания
С.Н.Ирютин