Канонерскому судоремонтному заводу исполнилось 140 лет
Одному из флагманов отечественного судоремонта Канонерскому судоремонтному заводу, 13 августа 2023 года исполнилось 140 лет.
Из мастерских по ремонту землечерпательного флота, который использовался при строительстве Морского канала в Санкт-Петербурге, завод вырос в крупное предприятие отрасли. Завод вместе со страной переживал все ее достижения и невзгоды. В 1928 году от причальной стенки Канонерского завода вышел на спасение экспедиции Умберто Нобиле ледокол «Красин». Судно там проходило подготовку к походу, который продемонстрировал успехи судоходства в ледовых условиях молодой, тогда, Советской России.
В Великую Отечественную войну предприятие занималось ремонтом плавсредств, выпуском авиабомб и снарядов. Работа в страшных условиях блокады Ленинграда была настоящим подвигом!
В 1967 году завод взял шефство над крейсером «Аврора» и регулярно производил его техническое обслуживание. В последующие годы Канонерский судоремонтный завод был прочно связан с Балтийским морским пароходством (БМП), флот которого насчитывал 170 крупнотоннажных грузовых и грузопассажирских судов общей грузоподъемностью свыше 1,5 млн тонн. Все они регулярно приходили на ремонт на Канонерский завод. Тогда же в 60-е годы прошлого века, на пике освоения космоса, предприятие занималось переоборудованием, а затем и плановым ремонтом судов, которые обеспечивали запуск и сопровождение космических спутников, в частности теплоходов «Космонавт Виктор Пацаев», «Космонавт Беляев» и «Космонавт Георгий Добровольский» и других. Вместе с развитием завода, рос и сам остров — дома, общежития, многие объекты инфраструктуры были построены для канонерцев именно с подачи завода. Не зря юбилейная книга предприятия так и называется — «Завод, давший жизнь острову».
В постсоветский период Канонерке пришлось непросто. Развал БМП, перекосы в рыночной экономике, общее падение экономики страны — все это сказалось на работе предприятия. Однако, во многом благодаря самим канонерцам, сплоченному коллективу, завод удалось сохранить. Сохранился и профиль деятельности — судоремонт. В 1997 — 1998 годах КСЗ совместно с Выборгским судостроительным заводом и российской РКК «Энергия» участвовал в международном проекте «Морской старт». КСЗ выиграл международный тендер и получил заказ на дооснащение сборочно-командного судна Sea Launch Commander. Работники предприятия всего за полгода произвели монтаж сложнейшего оборудования, которое позволяло проводить на борту комплексную сборку и контроль ракеты-носителя, а также разгонного блока. Первый запуск ракеты с комплекса «Морской старт» прошла в 1999 году. Затем на предприятии занимались ремонтом и переоборудованием подводной лодки С-189 под музей, неоднократно доковали и ремонтировали отечественные парусники «Седов», «Крузенштерн», «Мир», паромы «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия», лихтеровоз «Севморпуть» и другие значимые для российского судоходства объекты. Также предприятие занималось и занимается модернизацией серии автономных глубоководных спасательных аппаратов проекта 1855 «Приз» и проекта 18270 «Бестер».
Сегодня, в условиях санкций КСЗ существенно увеличил число заказчиков за счет компаний, которые ранее ремонтировали суда за границей. В частности за последние два года предприятие проводило доковый ремонт крупных арктических челночных танкеров компании «Газпромнефть Шиппинг» – «Штурман Кошелев», «Штурман Скуратов» и «Штурман Щербинин». Не так давно завершился ремонт танкера-челнока компании «Совкомфлот» «Капитан Готский». Как и ранее, все успехи предприятия стали возможны благодаря сплоченности, упорному труду, квалификации самих канонерцев. Вопреки всем проблемам, удается принимать на ремонт больше судов, брать в работу более технически сложные объекты.