6-е Воскресение по Пасхе или Освящение вод озера!
Уже четвертый год парусное сообщество помогает Епархии и является соорганизатором это замечательного старинного праздника в Переславле-Залесском.
Водная часть традиционно состоит из двух частей:
Крестный ход по р. Трубеж - начало в 11:00 напротив МАФ Розовый слон.
(желающим проследовать за Епархиальной процессией на своих судах, просьба собираться у моста с 10:00 и не мешать построению основной процессии, соблюдать правила безопасности на воде и слушать организаторов и сотрудников ГИМС. Настоятельная просьба не выходить на лодках перед основной процессией, а следовать на расстоянии 3-4 корпуса за последней шлюпкой или сопровождающим катером ГИМС).
Парадное построение Плещеевской флотилии в устье р.Трубеж. Начало построения в 10:30.
Ждем всех желающих на парусных и гребных судах принять участие в организованном построении. Желательно нарядно украсить лодки флагами (просьба соблюдать правила безопасности на воде, слушать организаторов и сотрудников ГИМС).
В 11:30-12:00 в устье ожидаем шлюпочную процессию крестного хода. Будет традиционный водосвятный молебен с освящением вод озера и окроплением Плещеевской флотилии.
Замечательные воспоминания на этот счет оставил священник двух рыбацких храмов Переславля Евгений Елховский (1869-1937):
«Теперь я скажу о новой и чудной картине на озере, которая пленяет зрение каждого и долго потом остается в памяти раз увидавшего ее. О ней я должен сказать в связи с праздником «Шестого воскресенья».
В церковном торжестве этого дня принимает участие не только все духовенство и жители города, но и тысячи людей из окрестных сел и деревень. С раннего утра в этот день рыбаки на ногах: они строят из лодок связни, застилая поверх их досками, чтобы своевременно подать их к городскому мосту и здесь принять крестный ход, подходивший тогда из собора, изо всех церквей города со многими хоругвями и местными чтимыми иконами тех церквей и монастырей Переславля. И вот здесь, разместивши те святыни и духовенство, которое все в облачениях, на этих связнях отправляются обратно по реке в рыбацкие храмы.
Толпы народа сопровождают этот крестный ход по обеим берегам реки. Непрерывно слышится звон колоколов со всех церквей, расположенных поблизости. Чудно глядеть на эту плавно движущуюся по воде картину с мерцающим блеском при солнце от икон и хоругвей. Это удовольствие и духовная отрада бывают одинаковы для всех: и для тех, которые плывут на связнях, любуясь идущим дорогой народом, и для тех, которые дорогой идут, любуясь плывущим по воде крестным ходом.
Но мне лично было большой отрадой и духовным наслаждением встречать этот ход, стоя с крестом на воле у паперти храма… Какой-то волшебной казалась мне издали эта картина! Как она при изгибах реки то развертывалась, то сокращалась, тогда как все живое на связнях стоит неподвижно. Чудная, живая картина! 12 лет я жил в Рыбаках, и 12 лет встречал этот праздник, казалось бы, год от года должно бы стушеваться мое впечатление, но этого не было.
После обедни, которая всегда отправлялась при мне в том и другом храме, крестный ход выезжал в том же порядке на озеро для водоосвящения. Там во время молебна все связни стоят неподвижно, и до берега едва доносится пение. Десятков пять-шесть лодок то и дело снуют там же близ центра с хоругвями. А на берегах обеих церквей видна с озера также неплохая картина: там море голов разного пола и возраста со всевозможным цветом костюмов: настоящий букет из разных цветов! Куда ни кинь взор, везде хорошо!
Этот праздник справить, конечно, стоило рыбакам немалых затрат! На издержки его ассигновалось бывало из общественных денег до сотни рублей, а случалось иной год и больше.
Любил выпить в этот день рыбачок. Весь этот день у него бывали гости. Я не знаю, были ли тогда какие дома без гостей. Взад и вперед на реке и на озере на лодках гуляет молодежь и не одной только Рыбной слободы, но и многие городские, у кого есть свои лодки. Таких гуляющих лодок в этот день можно насчитать близ сотни. То в одной, то в другой стороне слышится гармоника, гитара или балалайка с мандолиной, а тут же невдалеке лодки с девицами, распевающими свои песни. Не знаешь, где и что слушать! А на улицах тоже веселое гулянье. Здесь у редкого дома не сидят под окнами замужние женщины или старые девицы со своими гостями. То на одной, то на другой стороне танцуют на улицах парни с девицами или же хороводом ходят всей улицей с веселыми песнями.
А главные хозяева дома, многие из старших рыбаков, в этот же день вставши рано за дело, а после обедни с устатку и с праздника выпивши довольно с гостями, уже успевают от лишнего угару и выспаться где-нибудь на полу в доме или в бане. (Почти у всех рыбаков для просушки снастей, которыми ловится рыба, за двором дома имеются бани).
А наутро после праздника, часов около пяти утра, эти старшие — хозяева дома, уже опять на ногах. Теперь у них спозаранку у старосты той слободы, который заведовал устройством хода, идет мирская попойка: допивают то, что осталось вчера от приема привезенных на связнях гостей. А как мало будет чем похмелиться, так у них найдется, как делу помочь: тут они сообща пропивают те деньги мирские, которые даются на чай за допускаемое ими право охоты на удочку в озере на все лето некоторым известным и нужным им в иное время лицам. Одним словом, голова в этот день у всех хорошо затуманится, и едва-едва они выходятся только к вечеру третьего дня и смогут приняться за свою работу на озере. Так весело справляли рыбаки в мое время «Шестое воскресенье».